Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Понятие коммуникативных качеств человека 5
1.2. Особенности диагностики коммуникативных качеств человека 11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА 18
2.1. Организация и проведение диагностики коммуникативных качеств 18
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях технического прогресса молодежь все дальше и дальше уходит в мир виртуальных контактов, испытывая затруднения в построении реальных взаимодействий. Согласно отчёту о состоянии цифровой сферы Global Digital 2021, представленному в статье Сергеевой Ю., почти половина миллиарда вновь зарегистрированных пользователей появилось в социальных сетях, 1,3 миллиарда лет проведено в сети Интернет за 2020 год, триллионы долларов потрачены в онлайн-магазинах [22].
Исследователи коммуникативных процессов среди человечества, такие как Соколов А.В., говорят о том, что развитие коммуникативных качеств у каждого человека усложняется еще и тем, что этот процесс происходит индивидуально за счет влияния системы взаимоотношений, складывающихся во взаимодействии с окружающей реальностью [26, стр. 29]. Владение техникой общения и контакта является основой успешной социализации человека, но для овладения техникой общения личность должна обладать целым комплексом важных качеств. Актуальность развития коммуникативных качеств и проблемных моментов их диагностики, играющих важную роль в ходе профессионального становления человека, обуславливает появление ряда эмпирических работ по изучению сформированности личностных структур на эффективную реализацию профессиональных задач. К основополагающим исследованиям можем отнести труды Шатохиной Л.В., Авдеевой Т.Г., Калашниковой, М.М., Купцова И.И., Юриной О.И. [30]; Приходько О.В. и Хващевской Д.И. [19] – авторы исследовали коммуникативные качества студентов, выбравших профессию типа «Человек-человек». При этом исследования носят фрагментарный характер и охватывают небольшую выборку испытуемых, поэтому вопрос изучения становления коммуникативных качеств у студентов социальных профессии не утратил своей актуальности.
Исходя из вышесказанного, цель настоящей работы – теоретически и эмпирически изучить проблему диагностики коммуникативных качеств человека на примере студенческой выборки испытуемых, получающих педагогическое образование:
Согласно цели исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) трактовать понятие коммуникативных качеств человека согласно современным представлениям психологии;
2) изучить особенности диагностики коммуникативных качеств человека;
3) организовать и провести диагностику коммуникативных качеств;
4) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Объектом исследования является процесс диагностики коммуникативных качеств человека.
Предметом исследования является проблема диагностики коммуникативных качеств человека.
Гипотезой исследования выступает суждение о том, что методически правильно выстроенный процесс диагностики коммуникативных качеств положительно влияет на достоверность результатов исследования.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие коммуникативных качеств человека
Изучение коммуникативных особенностей личности привело к выделению в психологии определенной терминологии. Разграничим основные термины из теории коммуникативности с целью их правильного использования.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Айзенк Г.Ю. Общепсихологическая типология личности. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://onu.edu.ua/pub/bank/userfiles/files/rgf/rgf_metodiki.pdf
2) Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Педагогика. – 2018. – 390 с.
3) Атватер И. Умеете ли Вы слушать? – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/40920.html
4) Бойко В.В. Диагностика уровня эмпатии. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/2/29.html
5) Братченко С.Л. Направленность личности в общении» (НЛО – А). – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/33_6_2016/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%203.6.%20(%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE).pdf
6) Вагайцева Е.С. Коммуникативные качества и коммуникационные умения в структуре гражданственности современного школьника // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №2. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26277
7) Дуан Ш. История современной психологии. – М.: Педагогика. – 2019. – 475 с.
8) Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики. – 2003. – 223 с.
9) Зимина Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности. – Нижний Новгород: Полиграфцентр ННГАСУ. – 2015. – 42 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/psychology/859788.pdf
10) Кеттел Р. Могу ли я ладить с людьми. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/2/09.html
11) Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. – СПб.: Питер. – 415 с.
12) Лаврененко В.Н. Стиль делового общения. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studfile.net/preview/3568621/page:13/
13) Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ. – 2011. – 423 с.
14) Недашковский В.Н. Диагностика особенностей общения. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/obosnovanie-kriteriev-metodiki-diagnostiki-processa-obscheniya-3226974.html
15) Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология: особенности общения. – Киев: Лебедь. – 2004. – 576 с.
16) Осипова Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: на материалах спецкурса «Психология общения». – канд. дис. – 2000. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya-razvitiya-kommunikativnoi-kreativnosti-u-studentov-tekhnicheskogo
17) Посохова С.Т. Современная психологическая диагностика: проблемы теории и этики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2010. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-psihologicheskaya-diagnostika-problemy-teorii-i-etiki
18) Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М: Рефл-бук. – 2001. – 343 с.
19) Приходько О.В., Хващевская Д.И. Исследование коммуникативных особенностей студентов – будущих педагогов. – Чебоксары.: Частное учреждение «Научно-исследовательский институт педагогики и психологии». – 2015. – №2. – С. 26-30.
20) Руденский Е.Р. Основы психологической технологии общения менеджера. – Кемерово. – 1995. – 181 с.
21) Ряховский В.Ф. Оценка уровня общительности. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.html
22) Сергеева Ю. Вся статистика интернета и соцсетей на 2021 год – цифры и тренды в мире и в России. – 2021. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/
23) Синявский В.В., Федоришин В.А. Коммуникативные и организаторские склонности (КОС 1 и КОС 2). – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psytests.org/profession/kos2.html
24) Снайдер М. Умеете ли вы слушать. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studepedia.org/index.php?vol=1&post=63036
25) Снайдер М. Оценка самоконтроля в общении. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studme.org/1298010817579/psihologiya/otsenka_samokontrolya_obschenii_snayder
26) Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. – Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В.А. – 2018. – 461 с.
27) Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.: НПО «МОДЭК». – 2009. – 365 с.
28) Тищенко В.А. Классификация коммуникативных умений // Знание. Понимание. Умение. – 2019. – № 2. – С. 10-13.
29) Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М.: Физкультура и спорт. – 1980. – С. 96-101.
30) Шатохина Л.В., Авдеева Т.Г., Калашникова М.М., Купцов И.И., Юрина О.И. Диагностика коммуникативных качеств личности студентов в профессии типа «Человек-человек» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-kommunikativnyh-kachestv-lichnosti-studentov-v-professii-tipa-chelovek-chelovek
31) Шолудякова А.В. Диагностика коммуникативной компетентности студентов вуза // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2011. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-kommunikativnoy-kompetentnosti-studentov-vuzov